Журналистика

Журналистика (от фр. journaliste ← journal ← лат. diurnalis, diurnale «ежедневное известие, весть») — деятельность по сбору, обработке и распространению достоверной информации с помощью СМИ (интернет, печать, радио, телевидение, кино и др.). Во 2-й половине XIX — начале XX вв. появились фото- и киножурналистика, в 1920–40-е гг. — радио- и тележурналистика.

Журналистика институционально является частью средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как пресса, телевидение, радио, интернет и др.

Часть исследователей считает, что существуют два основных направления журналистики — журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист-исследователь, как правило, работает с открытыми (доступными) источниками информации, а в расследовании журналист вторгается в область закрытой (недоступной) информации. Соответственно методики работы в том и другом направлениях различны. В демократических странах журналистов-расследователей принято называть «цепными псами демократии» или «разгребателями грязи». Биполярный подход к направлениям журналистики сегодня оспаривается и признаётся упрощённым.

Журналистика как наука — система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, её влияния на изменения общественных процессов.

Следующей тенденцией в современной журналистике становится ее вражда с политикой. Так, выборы в Парламент в 2019 году в Великобритании показали, как политические деятели эффективно обходят контроль со стороны журналистов и постоянно клевещут на представителей СМИ. Тогда же независимая организация Великобритании Full Fact назвала их кампанию неудачной и неуместной. Более того, организация разоблачила аккаунт партии в Twitter. Политики выставляли лейбористов в невыгодном свете, подчеркивая их якобы неопределенную позицию относительно Брексита. Конечно, СМИ тщательно проверяли политические факты и старались скрупулезно отбирать материал, но политические дебаты смотрел весьма низкий процент аудитории. А связано это с тем, что политики стали передавать всю информацию напрямую в социальных сетях. Это позволяет им обходить СМИ, а новости, которые публикуются газетами, и так уже знают. Третья тенденция – сокращение лимита доверия к социальным сетям. Сегодня основная проблема многих интернет-ресурсов – фейковые новости. Они включают в себя не только фальсификацию фактов и данных, но и ложный монтаж видео- и фото материалов. Так, во время президентских выборов в США Google, Facebook и Twitter подверглись критике за распространение ложных данных о кандидатах Хиллари Клинтон и Дональде Трампе. Как результат – снижение доверия к этим интернет-ресурсам. Согласно опросу, на 2020 год в Европе лишь 17% аудитории доверяют Facebook, еще 18% верят Youtube. А вот у Google и Twitter доверие выросло (34% и 41% соответственно). У Google это связано, прежде всего, с удобством алгоритмов, которые позволяют авторскому контенту выходить в лидеры. У Twitter, возможно, из-за запрета публикации любой политической рекламы. Четвертой тенденцией современных СМИ становится образование новых форматов потребления информации. Прежде всего, это онлайн-трансляции и подкасты. Если раньше подкасты были популярны исключительно в США, то сейчас второй страной мира по величине рынка подкастов стала Бразилия. Прямые эфиры и подкасты позволяют аудитории непосредственно чувствовать себя участником коммуникации и обеспечить человека «фоновым прослушиванием» материала. Таким образом, стремление упростить доступ к информации за последнее десятилетие существенно изменило журналистику. Эти тенденции меняют систему ценности аудитории и общества, формируют потребности в самореализации и новом уровне доходов. Соответственно, такое развитие не может не воздействовать на аудиторию и на самих журналистов с точки зрения психологии.